Новый год - один из самых любимых народных праздников в Китае. Китай отмечает его дважды: 1 января, как в большинстве стран, и во время новолуния по восточному календарю - Цуньцзе, или Праздник Весны. Любой житель Китая связывает с Чуньцзе надежды на будущее семейное счастье, здоровье и благополучие.
Праздник Весны считался началом нового года со времен императора У-ди (140-86 гг. до н.э.). Он наступает в полночь второго новолуния после дня зимнего солнцестояния (22 декабря). Поэтому праздник Весны по григорианскому календарю выпадает в разные годы на разные даты - с конца января до второй половины февраля. . В 2009 г. Китайский новый год наступит 26 января в 10 часов 56 минут по московскому времени.
Празднование Нового года в Китае начинается с первого дня новолуния и длится 15 дней до полной луны. В старину этот праздник отмечали больше месяца, сейчас на новый год приходится 7 выходных дней. После наступления нового года в Китае следуют три праздничных дня: чуи, чуэр и чусань, это время дарить подарки и наносить визиты родственникам и друзьям.
Семейный сбор в новогоднюю ночь - это традиция, освященная тысячелетиями и первый день нового года это - день семьи и семейных ценностей. Он называется Юань Дань" (утро нового года) и посвящен богам Неба и Земли. В этот день жители Китая воздерживаются от приема мяса, что является залогом долгой и счастливой жизни. На второй день китайцы молятся своим умершим предкам.
Третий и четвертый дни - время, когда невестки и зятья оказывают почтение родителям своего супруга.
Пятый день празднования носит название По Ву. В этот день никто не ходит в гости, т.к. такой визит приносит несчастье и гостю и хозяину. Люди остаются дома, чтобы принять у себя бога Благосостояния.
Время с шестого по десятый день нового года посвящают , напротив, визитам: ходят к родственникам и друзьям и посещают храмы, где молятся о ниспослании удачи и здоровья.
Седьмой день традиционно считается всеобщим днем рождения.
На восьмой день организуется еще один обед, за которым объединяется вся семья, и в полночь все молятся богу Неба - Тьян Гонгу.
С десятого по двенадцатый день принято звать в гости друзей и родственников.
Тринадцатый день - разгрузочный. После обильного праздничного питания полезно немного посидеть на рисе и зелени.
На 15-й день первого лунного месяца приходится завершающий праздник нового года - Юаньсяоцзе. История этого праздника уходит во II в. до н. э. Император Вэнь-ди (179- 156 гг. до н. э.) из династии Западная Хань в этот день занял трон, одержав нелегкую победу в борьбе с соперниками. С тех пор он ежегодно 15-го числа первого месяца выходил из дворца и веселился вместе с народом. Название праздника переводится как: 'юань' - первая, начальная; 'сяо' - ночь и 'цзе' - праздник. Таким образом, Юаньсяоцзе. - праздник первой ночи императора Вэнь-ди на троне. Этот праздник имеет также другое название - фестиваль фонарей., который отмечается в полнолуние и освещает города сотнями тысяч красных огоньков. Дело в том. что в 1 в. н.э. в Китае распространился буддизм, и с 67 г. н.э. император Мин-ди (58-75 гг. н. э.) из династии Восточная Хань ввел обычай посещать в этот день храм и зажигать фонари в знак почтения к Будде. Этот красочный обряд сразу полюбился народу.
Глубоко в древность уходит традиция празднования Чуньцзе. Еще до нашей эры китайцы поклонялись богам в этот день приносили им жертвы. Традиции этого праздника сохранились и в наши дни , например , уличные народные гуляния, танцы "львов" и танцы "дракона".
По легенде появление танца львов связано с эпохой Южных и Северных династий. Войска императора Вэньди в 446 году в войне с южными народами столкнулись с противником, который использовал боевых слонов. Китайцы несли большие потери и временно терпели поражение за поражением. Один китайский военачальник предложил испугать слонов львами. Живых львов в Поднебесной не было и воины стали делать чучела из пакли и полотна, напоминающее "царя зверей" с ярко раскрашенными мордами и широченными зубастыми пастями. Эти чучела приводили в движение по два воина, которые влезали в шкуру.
Когда началось сражение, то под грохот барабанов из зарослей выскочили, страшно оскалившись, 'львы'. Слоны побежали, сбрасывая седоков, и сминая ряды своих войск. Императорские войска одержали полную победу. С тех пор в торжественных случаях китайские солдаты исполняли танец львов. Впоследствии танец "львов" распространился по всему Китаю. Он символизировал защиту от всевозможных несчастий в новом году.
Почти такую же давнюю историю имеет и танец драконов. Уже в VII в. н. э. он часто включался в праздничные обряды. Жители Китая считают дракона - самое уважаемым мифологическим животным, который символизирует собой силы природы и государственную мощь. Считалось, что в танце дракона выражается преклонение людей перед этим могущественным существом и просьба к нему укротить ветры и пролить на землю дождь, необходимый для получения щедрого урожая. В дни праздника тело "дракона" достигает 8 - 12 метров. Оно состоит из соединенных вместе нечетных (9, 11 или 13) частей. Каждую часть несет один участник танца, с помощью прикрепленного к ней шеста . Под грохот барабанов и медных тарелок эта длинная змея движется по улицам города и извивается в танце. Дракон взмывает высоко вверх и прижимается к самой земле, совершает волнообразные движения и свивается эффектными кольцами. Управление драконом требует слаженности исполнителей, поэтому тренировки начинаются задолго до праздника Весны.
Китайский Новый год - это праздник семьи, семейных ценностей, и незабываемое масштабное зрелище, со своими обычаями и традициями.
|